Analysis Far-right

В день выборов ультраправый брандмауэр Германии дрожит, но держится крепко

В короткой кампании по подготовке к досрочным парламентским выборам есть только одна тема: миграция. AfD усиливает свою риторику. ХДС также внес предложение об ужесточении миграционной политики, и впервые в истории AfD получила большинство в Бундестаге. Массовые протесты против этого разгораются на улицах и на уровне ассоциаций.
Published on 17 February 2025

This text has been auto-translated from English.

"Если это будет называться ремиграцией, то это будет означать ре-миграцию", - объявила Алиса Вайдель на партийной конференции AfD в Рисе в начале января под восторженные аплодисменты - всего через год после того, как тот же термин вызвал шоковые волны по Германии. Вайдель - первый кандидат от AfD на пост канцлера с момента ее основания в 2013 году; учитывая, что на данный момент партия набирает 20,8% голосов, этот шаг кажется оправданным. "Алиса для Германии!" - кричат ее сторонники - звучит очень похоже на лозунг SA, Alles für Deutschland! [Все для Германии]

Такая несдержанная риторика ранее ассоциировалась только с жесткими сторонниками, такими как радикально правый лидер фракции AfD в парламенте Тюрингии Бьорн Хёке, которого Алиса Вайдель давно хотелаисключить из партии.

Подозрение в разжигании ненависти

Однако сейчас спираль радикализации набирает обороты, и в Германии происходят одно за другим немыслимые - а в некоторых случаях и неконституционные - события. Например, в ходе этой предвыборной кампании AfD распространяла листовки, похожие набилеты на депортацию: "Пассажир: нелегальный иммигрант; Из: Германия; В: Безопасная страна происхождения; Ворота: AfD". В 1930-х годах сторонники Гитлера давали евреям билеты на поезд до Иерусалима. Сейчас полиция ведет расследование по подозрению в разжигании ненависти.

Правые экстремисты ведут себя все более цинично, их поддерживает ультраправый соратник Трампа, Элон Маск, который общался с Алисой Вайдель на канале X и транслировал ее выступления. 26 января на старте предвыборной кампании AfD в Галле он посетовал на то, что Германия слишком сосредоточена на вине прошлого. "гордитесь тем, что вы немцы", - сказал он накануне Дня памяти жертв Холокоста и 80-й годовщины освобождения Освенцима.

"Социальные сети с их алгоритмами, поощряющими ненависть и разжигание розни - особенно X и TikTok - раздвинули границы допустимого. Агитаторы правых националистов находят друг друга и чувствуют себя уверенно в виртуальной стае - AfD рано распознала этот потенциал", - говорит Анетт Доудайт, второй главный редактор независимого новостного издания Correctiv, которое разоблачило тайную встречу в Потсдаме год назад.

На этой встрече правые экстремисты, в том числе члены AfD, обсуждали свои планы относительно реэмиграции. Многие люди в Германии еще не осознали всех последствий этого термина, в результате чего онинедооценивают угрозу, исходящую от партии. "После нашего расследования в Потсдаме AfD попыталась сделать völkisch [этнически националистический] термин "ремиграция" респектабельным, чтобы теперь его можно было записать в программу партии. Тактика партии заключается в том, чтобы скрыть, что она на самом деле подразумевает под этим термином, и некоторые СМИ, очевидно, следуют этой стратегии дымовой завесы", - говорит Даудайт. Поэтому Корректив подробно разъяснил эту тактику в статье расшифровке терминов, используемых "новыми правыми", и включении их в исторический контекст - мы опубликовали выдержки из нее на Voxeurop.

В статье показано, что термин "реэмиграция", который поначалу может показаться безобидным, на самом деле означает "депортацию миллионов людей" из Германии. В их число входят от 5 до 6 миллионов "неассимилированных граждан", то есть немцев с мигрантским прошлым, которые, по мнению ультраправых, недостаточно адаптировались к немецкой культуре. А это, как объясняет Correctiv, соответствует идеологии völkisch, согласно которой все чуждое однородному сообществу должно быть изгнано или уничтожено - вызывая самые худшие воспоминания о нацистской эпохе.

Землетрясение в Бундестаге

Тем более шокирующим было то, что кандидат в канцлеры от ХДС-ХСС Фридрих Мерц впервые в истории попытался найтиобщее дело с AfD в попытке ужесточить миграционную политику в Германии. 29 января, пытаясь провести через Бундестаг новый закон о предоставлении убежища до выборов, он внес на рассмотрение два движения, которые предусматривали меры по отказу в предоставлении убежища на границах Германии - меры, которые нарушали бы как конституцию Германии, так и законодательство ЕС. Эти предложения были приняты только с помощью голосов AfD. Перед началом предвыборной кампании Мерц подчеркнул, что такой шаг был бы совершенно запретным и беспрецедентным нарушением доверия, и что онникогда бы этого не сделал.

<Однако последующее голосование по законопроекту в Бундестаге он проиграл с небольшим перевесом, поскольку многие члены СвДП и 12 членов его собственной партии воздержались. СДПГ и "зеленые" единогласно проголосовали против, но теперь им предстоит решить, будут ли они по-прежнему готовы вступить в послевыборную коалицию с ХДС Мерца, который лидирует в опросах с прогнозируемой долей в 30,1 % голосов. Результат: хаос в Бундестаге и ликующая AfD, потому что ранее нерушимый брандмауэр в Германии, как и в Австрии, похоже, пал. Der Spiegel выражает чувства многих немцев одним словом на своей обложке: "SCHMerz" [боль].

Однако совсем недавно, особенно после вступления вице-президента США Дж.Д. Вэнса в поддержку AfD на Мюнхенском форуме по безопасности, Мерц вновь заявил, что не будет создавать коалицию с партией Алисы Вайдель.

После прошлогоднего ремиграционного шока, который вывел миллион человек на улицы по всей стране, сотни тысяч собрались в Германии, чтобы провести демонстрацию против сдвига вправо, и это контрдвижение не ограничивается улицами. "Многие из тех, кто вышел на улицы в январе прошлого года и снова сделал это сейчас, также участвуют в демократических движениях в своих городах и общинах", - говорит Анетт Доудайт.

Сетевое взаимодействие, создание синергии, определение собственной повестки дня

Лоренц Блюменталер, автор и руководитель отдела по связям с общественностью вФонде Амадеу Антонио, который ведет борьбу с правым экстремизмом, расизмом и антисемитизмом по всей стране, подтверждает это. "В настоящее время вовлеченность становится все более и более структурированной. Я работаю активистом уже 10 лет и вижу, как различные протестные движения опираются друг на друга и учатся друг у друга. Прошлогодние массовые демонстрации против AfD стали возможны только потому, что они были тесно связаны с "Пятницами за будущее". Те же самые дети вышли на улицы против ультраправых, потому что с AfD они не получат защиту климата".

Фонд борется с правым экстремизмом на нескольких уровнях: от семинаров по противодействию ультраправым лозунгам до финансовой поддержки демократов (например, в сельских районах на востоке Германии, где правые экстремисты уже играют ведущую роль) и политической активности в цифровом пространстве. "Развенчивание лжи по поводу X - пустая трата времени. Очень важно, чтобы мы создавали нарративы, которым ХДС и AfD не смогут противостоять. Нет смысла просто выступать против, так мы совершим ту же ошибку, что и партии, которые бегут за AfD вместо того, чтобы продвигать собственные идеи", - говорит Блюменталер.

"Время проявить мужество"

Иными словами, установите свою собственную повестку дня. Лоренц Блюменталер и его пресс-группа делают это, привлекая внимание к предложению 105 депутатов Бундестага направить в Федеральный конституционный суд запрос о том, является ли AfD антиконституционной и может ли она быть запрещена. Бундестаг впервыедебатировал этот вопрос 30 января. Межпартийное предложение было инициировано Марко Вандервицем, депутатом бундестага от ХДС из Саксонии, которыйназвал AfD "врагами конституции, врагами нашей демократии и врагами человечества".

Он также является одним из несогласных, голосовавших против законопроекта Мерца о предоставлении убежища. Эти несогласные, а также новые массовые протесты против ХДС и AfD показывают, что брандмауэр может быть шатким, но еще не пал.

🤝 Эта статья опубликована в рамках Come Together совместного проекта

Translated by
Display Europe
Co-funded by the European Union
European Union
Translation is done via AI technology (DeepL). The quality is limited by the used language model.
More comments Become a member to translate comments and participate

Are you a news organisation, a business, an association or a foundation? Check out our bespoke editorial and translation services.

Support border-free European journalism

See our subscription offers, or donate to bolster our independence

On the same topic